Обязательная маркировка товаров в 2019 году

Главная Блог Что говорит закон
Обязательная маркировка товаров в 2019 году

Наверное, каждый человек видел квадратные коды на пачках табачных изделий и алкоголя – идентификаторы, которые должны предотвратить появление контрафакта на прилавках и помочь с контролем оборота  продукции. Возможно, кто-то замечал, что не так давно шубы и меховые изделия тоже стали маркироваться специальным образом - в метке зашифровано место производства, тип меха и прочая важная информация.

А с 2019 года подобной маркировке в обязательном порядке (закон №487-ФЗ) будут подвергаться также и некоторые другие категории товаров:

  1. С 01.07.2019 – табачные изделия (в обязательном порядке, в отличие от добровольного ранее), а также обувь;

  2. С 01.12.2019 – целый список, а именно:

    1. Духи и туалетная вода;

    2. Покрышки и цельные шины;

    3. Любая одежда из натуральной и композиционной кожи (включая любимые байкерские кожанки);

    4. Блузы трикотажные и ручного вязания женские и для девочек;

    5. Куртки, пальто и прочая верхняя одежда для торса – мужские и для мальчиков;

    6. Белье постельное для кухни, туалета и столовое;

    7. Фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки (на кинокамеры закон пока не распространяется).

Обязательной маркировке будут подвергаться как отечественные, так и импортные товары. Поставщики и производители табачной продукции уже начали добровольно маркировать свой товар, не дожидаясь начала действия закона.

Для чего нужна маркировка?

Предполагается, что использование маркировки позволит уменьшить количество поддельной и несертифицированной продукции на прилавках магазинов, а это в свою очередь должно привести к уменьшению доли некачественных товаров в обороте. Насколько показывала практика предыдущих лет, маркировка также помогает вести учет поставок и продаж, так что в новом году предпринимателям, торгующим маркированными товарами, станет гораздо проще их принимать и отпускать.

Как это будет работать?

Рассмотрим принципы маркировки на обычном производителе из России, для удобства назовем этого производителя ООО «Ромашка». Итак, как же будет выглядеть путешествие товара – условной пачки сигарет?

  1. Произведя тысячу пачек сигарет, «Ромашка» запрашивает у системы мониторинга тысячу контрольных идентификационных знаков – «КиЗ»-ов, в случае с табаком это DataMatrix код.

Системой мониторинга для табачных изделий будет являться ИС МОТП (информационная система мониторинга табачной продукции) Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Все КиЗы будут строго индивидуальны, и каждый из них будет шифроваться по заданной схеме, которая должна обеспечить защиту от взлома и несанкционированной выдачи дубликатов КиЗов.

После того, как маркировка станет обязательной, производитель будет обязан платить за выдачу идентификационных знаков. Товар без таковых не будет допускаться к обороту.

КиЗ будет однозначно идентифицировать информацию о товаре – производителя, наименование, страну производства и тд.

  1. Получив выданные знаки, «Ромашка» маркирует каждую пачку сигарет отдельно, а сведения об этом заносит в систему мониторинга. При этом производитель формирует связанные с каждым КиЗом электронные универсальные передаточные документы (УПД), которые отправляются заказчику через ЭДО - систему электронного документооборота.

  2. Поставщик сканирует КиЗы –  информация о смене собственника или о доставке автоматически уходит в систему мониторинга, позволяя отследить движение каждой единицы товара как финансовом, так и в территориальном смысле.

  3. При приеме условный магазин «Табак» также сканирует все коды, фиксируя тем самым поступление товара в мониторинговой системе.

  4. При продаже  товар сканируется через кассу, откуда данные поступают в ОФД. Оператор фискальных данных в свою очередь передаст информацию о реализации в систему мониторинга, где данный КиЗ будет считаться использованным и полностью закрытым.

Повторное использование идентификаторов будет невозможен – каждый КиЗ индивидуален и предназначен для отдельной единицы.

Введение системы маркировки для табака предусмотрено в два этапа. Второй этап станет обязательным с 01 июля 2020 года, и он будет включать в себя обязательное сканирование КиЗа при приемке товара магазином, а также приемку и отправку УПД через ЭДО.

Конечный покупатель сможет проверить товар самостоятельно, как это можно сделать с шубами и алкоголем, используя специальное приложение.

Что нужно знать и делать предпринимателю?

Если вы занимаетесь продажей маркированных товаров прежде всего нужно проверить наличие 2D сканера и смарт-терминала (кассы планшетного типа). Автономные кнопочные онлайн- кассы очень скоро станут неподходящими для работы с системой.

Часть модельного ряда касс МТС имеет встроенный 2D сканер Приобрести онлайн-кассы вы также можно здесь - https://kassa.mts.ru/catalog/ .

Узнать больше о шагах,  которые необходимы предпринимателям для соблюдения закона о маркировке можно узнать в этой статье  (ссылка на статью “Маркировка: что делать предпринимателям”).

Предпринимателям стоит помнить, что за оборот маркируемой продукции без специального кода предусмотрена как административная (штраф до 5 тысяч рублей для физлиц, до 15 тысяч рублей для ИП и до 300 тысяч рублей для юридических лиц с конфискацией товара), так и уголовная ответственность, когда стоимость немаркированного товара превысит крупные (более 1.5 млн рублей, или же более 100 тыс рублей для алкоголя и табака) и особо крупные размеры. Уголовная ответственность включает в себя либо штраф до до 300 тысяч (500 тысяч, если это алкоголь и табак) рублей, либо лишение свободы на срок до трех лет со штрафом до 80 тысяч (120 тысяч, если это алкоголь и табак) соответственно (ст.171.1 УК РФ).

Получить консультацию
Спасибо
Мы перезвоним Вам в ближайшее время!
Выберите ваше местоположение
Выберите ваше
местоположение