Маркировка табака: что нужно знать

Главная Блог Что говорит закон
Маркировка табака: что нужно знать

С 1 марта 2019 года в России вводится обязательная маркировка табачных изделий. Это означает, что всем предпринимателям и предприятиям, которые производят или реализуют эту продукцию, придётся работать по новым правилам. Разбираемся, что такое маркировка, для чего она нужна и как теперь действовать.

Что такое маркировка?

На каждую потребительскую (пачка), групповую (блок) и транспортную (коробка) упаковку табачных изделий будут наносить уникальный двухмерный код в формате Data Matrix. Штрихкод будет наноситься на этапе производства.

Маркировка содержит в себе всю нужную для контроля за оборотом табака информацию и делится на две части:

  • Код идентификации. Он определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров.h3r>

  • Код проверки («крипто-хвост»). Его генерирует Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), который является оператором проекта.

Можно ли подделать код?

Разработчики утверждают, что нет. Код надёжно защищён отечественными криптотехнологиями. Данные о товаре невозможно удалить из системы или скорректировать, а серию уникальных кодов нельзя предсказать.

Более того, цифровой код не повторяется в течение пяти лет с того момента, как была выпущена товарная позиция.

Для чего нужна маркировка?

Закон о маркировке прописан в Федеральном законе 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Она нужна для того, чтобы исключить подделки табачных изделий. А их на рынке много: например, в первом квартале 2018 года доля контрафакта в нашей стране составляла 7,7% рынка.

h3>Схема применения маркировки такова:

  • Через оператора проекта маркировки - ЦРПТ - коды попадают в информационную систему мониторинга табачной продукции (ИС МОТП).

  • Когда производитель отправляет табачную продукцию оптовому поставщику (либо оптовик отправляет ее в розничный магазин), коды, вместе с другой информацией о товаре, указываются в электронных универсальных передаточных документах (УПД). Они направляются в ИС МОТП через оператора электронного документооборота (ЭДО). Бумажный вариант сопроводительных документов направляется вместе с товаром.

  • Заказчик во время приемки товара считывает 2D-сканером код, указанный на упаковке. Таким образом автоматически сверяются фактические данные о товаре с теми, что обозначены в УПД.

  • В момент продажи табачной продукции потребителю продавец сканирует штрихкод (Data Matrax). Информация о коде маркировки (вместе с другими фискальными данными чека) поступает в ОФД с онлайн кассы магазина. Оператор фискальных данных автоматически передает эти сведения в ИС МОТП.

h3>Итог: информация обо всех движениях товара, начиная от производства и заканчивая покупкой потребителем, попадает в ИС МОТП. По сути, это «табачный ЕГАИС», со схожей схемой работы. Маркировка позволяет определить, где продукт был произведен, кем доставлен в магазин и по какой цене продан. Таким образом, реализовать контрафакт продавец больше не сможет.

А что будет, если работать с немаркированной продукцией?

За это в КоАП предусмотрено наказание. За производство немаркированной табачной продукции ИП грозит штраф от 10 до 15 тысяч рублей, юридическим лицам — от 100 до 150 тысяч рублей с конфискацией товара.

Продажа табачных изделий без маркировки чревата для ИП штрафом от 10 до 15 тысяч рублей, юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей и конфискацией товара.

Когда начнет действовать новая схема работы с табачными изделиями?

Система маркировки будет внедряться поэтапно.

С 1 марта по 30 июня 2019 года:

В ИС МОТП обязательно регистрируются:

  • производители/ импортеры табака;

  • оптовые поставщики, приобретающие табачные изделия у производителей;

  • розничные магазины, реализующие табак.

Производители/импортеры табака в течение 21 календарного дня с момента регистрации должны направить оператору ИС МОТП заявку на получение устройства регистрации эмиссии средств идентификации (кодов) табачной продукции или на предоставление к ним удаленного доступа в электронной форме.

Розничные магазины в течение 21 календарного дня с момента регистрации должны подготовить оборудование и программное обеспечение для взаимодействия с ИС МОТП.

Те, кто пока не продает, но планирует начать продажу табачных изделий, смогут сделать это после 30 июня, в течение 7 календарных дней с момента с начала осуществления соответствующей деятельности.

С 1 июля 2019 года:

В обязательном порядке все производители наносят, а импортеры табачной продукции обеспечивают нанесение маркировки на потребительскую и групповую упаковку табачной продукции. Также они вносят в ИС МОТП все операции, производимые с табачной продукцией.

Розничные продавцы сканируют штрихкод во время продажи и тем самым вносят сведения о  розничной продаже табака в ИС МОТП.

Оптовики, приобретающие табак непосредственно у производителей/импортеров, вносят в информационную систему мониторинга сведения в отношении операций по приобретению табачной продукции у производителей и импортеров.  

Таким образом, в этот период должны будут заработать:

  • маркировка табачных изделий производителями/импортерами;

  • электронный документооборот между производителями/ импортерами и оптовиками, которые закупают у них товар.

С 1 июля 2020 года:

Организации, продающие табак в розницу, вносят в ИС МОТП сведения об иных операциях (кроме продажи в розницу) с табачной продукцией - в частности, о приемке товара магазином с обязательным сканированием штрихкода.

Оптовики, не работающие с производителями/импортерами напрямую, регистрируются в ИС МОТП и вносят сведения в отношении всех операций, производимых с табачной продукцией.

На территории России вводится запрет на оборот сигарет и папирос, не имеющих маркировку.

С 1 июля 2021 года:

На территории России вводится запрет на оборот прочих видов табачной продукции (помимо сигарет и папирос), без маркировки.

Важно: любой участник системы маркировки (от производителя/импортера, оптового поставщика до розничного магазина) уже сейчас, в пилотном режиме, может зарегистрироваться в ИС МОТП и вести учет табака и электронный документооборот по заданным правилам.

Что делать предпринимателю?

Итак, вы продаете табачную продукцию. Какие шаги вам обязательно нужно предпринять?

  1. Получить (если ее еще нет) электронную подпись, чтобы зарегистрироваться в информационной системе мониторинга табачной продукции (ИС МОТП).

  2. Приобрести 2D-сканер для штрихкодов.

  3. Если вы работаете с товароучетной системой, нужно убедиться, что она поддерживает работу с маркированными табачными изделиями. Затем нужно подключить ее к  понравившемуся вам ЭДО, чтобы принимать, передавать и подтверждать накладные на товар и работать с универсальным передаточным документом (УПД). Если с товароучетной программой вы еще не работали, то предстоит выбрать и ее.

  4. Удостовериться, что онлайн-касса подходит для продажи маркированной продукции. Проверить, способна ли она поддерживать работу с товароучетной системой и можно ли к ней подключить 2D-сканер.

МТС Касса разрабатывает готовые решения для работы с маркированными товарами. Подключив к МТС Кассе товароучетную систему (ТУ), пользователь в скором времени сможет автоматизировать работу с табачной продукцией согласно всем нормам законодательства.  Доплачивать за новый модуль маркировки в этом случае не придется. Цена за товароучетный сервис единая, пользователь по-прежнему сможет автоматизировать работу с любыми товарами, работать с ЕГАИС, ФГИС “Меркурий” и маркировкой всего за 500 рублей в месяц.

Получить консультацию
Спасибо
Мы перезвоним Вам в ближайшее время!
Выберите ваше местоположение
Выберите ваше
местоположение