Онлайн-кассы для торговли алкоголем

Главная Блог В помощь бизнесу
Онлайн-кассы для торговли алкоголем

Не секрет, что сегодня государство пристально следит за алкогольным рынком, в том числе за контрафактом. Специально для этого Федеральная служба Росалкогольрегулирования (ФСРАР) разработала ЕГАИС ─ единую государственную автоматизированную информационную систему. 

Постепенно работать в ней обязали все звенья алкогольного рынка: от производителей и импортеров до розницы. С момента введения системы прошло более года, но у игроков рынка по-прежнему возникает масса вопросов. Итак, рассказываем, как работать в ЕГАИС, и как выбрать «правильную» кассу, чтобы продавать алкоголь было легко и удобно.

Что такое ЕГАИС и как она работает?

ЕГАИС ─ огромная база данных, в которой есть информация о:

  • произведенном или ввезенном алкоголе:  пиве, других слабоалкогольных напитках и крепком алкоголе

  • запасах алкогольной продукции у любого участника рынка

В системе обязаны регистрироваться производители, импортеры, оптовики и розница.

До 2018 года в ЕГАИС 2.0 был партионный учет алкогольной продукции по производителю и наименованию:

  • маркировка шла на партию, для этого каждой из них присваивался интервал штрихкодов

  • алкоголь принимался розничными магазинами в разрезе партий

  • продажа единицы (бутылки) тоже привязывалась к партии

Иногда в торговой точке при фиксации продажи алкоголя с определенным штрихкодом в ЕГАИС оказывалось, что данный номер уже продан. Это приводило к путанице и к сложностям в работе розницы.

Поэтому в 2018 году для учета крепкого алкоголя были введены новые правила, которые назвали ЕГАИС 3.0 ─ помарочный, или поштучный учет. Смысл требований в том, что уже не партия, а каждая бутылка крепкого алкоголя «отмечается» в ЕГАИС специальным уникальным цифровым кодом, по которому можно отследить ее движение и местонахождение. Поэтому при приемке алкоголя и при его продаже проверяется каждая бутылка.   

На начало 2019 года пока работают обе версии ЕГАИС. Дело в том, что к планируемой дате перехода ─ 01.07.2018 ─ не были разработаны и утверждены образцы новых марок.

Реквизиты и внешний вид марок для крепкого алкоголя были установлены только в сентябре 2018 года Приказом Минфина РФ от 24.09.2018 № 199н. Поэтому марки старого образца разрешили выдавать производителям/ импортерам (согласно  Постановлению Правительства РФ от 27.09.2018 № 1140) до 01.01.2019.

Помарочный учет не распространяется на пиво и другие слабоалкогольные напитки. Они продолжают учитываться по партиям, то есть по системе ЕГАИС 2.0.

Как алкоголь появляется в ЕГАИС. Производители получают специальные марки в ФСРАР, импортеры ─ в ФТС (Федеральной таможенной службе), наклеивают их на бутылки. После чего регистрируют выпущенные партии в ЕГАИС с указанием номеров марок.

Производители пива и других слабоалкогольных напитков не наклеивают марки на продукцию, но должны фиксировать в ЕГАИС выпущенные объемы. Но только в том случае, когда их производственные мощности превышает 300 декалитров в год.

Если компания производит меньше указанного количества, то в ЕГАИС нужно передавать только данные о закупке, хранении и поставках продукции.

При отгрузке продукции поставщики крепкого алкоголя и пива составляют товарно-транспортные накладные (ТТН) как в бумажном виде, так и в электронном. Документы на бумаге отдают перевозчику, а электронный вариант попадает в ЕГАИС.

Розничные продавцы при получении крепкого алкоголя должны сверить его по наименованию, количеству и по маркам на бутылках с данными в ЕГАИС. Для этого при приемке сканируют каждую бутылку. После проверки магазин принимает поставку полностью или частично, или вообще отказывается от приемки. Информация об этом также направляется в систему ЕГАИС.

Алкоголь выбывает из ЕГАИС после его реализации  Во время продажи крепкого алкоголя, прежде чем выбить чек покупателю, онлайн-касса делает запрос в ЕГАИС. Пробить чек получится только получения слипа из этой системы.

Могут быть и другие причины списания, например, бутылка разбилась. В этом случае в магазине составляют акт на списание, который затем фиксируют в ЕГАИС.

При продаже пива запрос в ЕГАИС не направляется. Но ежедневно нужно списывать все пиво, которое было продано для поддержания актуальных остатков в торговой точке.

Как видите, розница активно взаимодействуют с ЕГАИС. Давайте разберем, что нужно для регистрации и работы в этой системе.

Что потребуется розничным продавцам для работы в ЕГАИС

Все необходимое розничным продавцам алкоголя для работы с ЕГАИС можно разделить на две части: платную и бесплатную.

Скорее всего, компьютер с выходом в интернет и операционной системой Windows у вас уже есть. Проверьте, чтобы он соответствовал основным характеристикам, указанным на сайте ФСРАР.

Дополнительно нужно будет купить:

  1. крипто-ключ, например, JaCarta, на который надо записать квалифицированную электронную подпись (КЭП) для работы в ЕГАИС. Организациям крипто-ключи будут нужны для каждой торговой точки, а ИП только один

  2. 2D-сканер для считывания двухмерного штрихкода при приемке и продаже алкоголя

  3. товароучетную систему (ТУ), которая поддерживает работу в ЕГАИС, так как весь документооборот с ЕГАИС возможен только через ТУ.

Бесплатные, но необходимые шаги:

  1. регистрация в личном кабинете ЕГАИС  на сайте http://egais.ru

  2. генерация ключа доступа к личному кабинету

  3. установка и последующее обновление универсального транспортного модуля (УТМ) ─ программы, с помощью которой в ЕГАИС передаются данные про оборот алкоголя. УТМ может быть установлен только на устройство с операционной системой  Windows и не совместим с другими операционками.

Всем ли нужна онлайн-касса для продажи алкоголя?

Да, ККТ нужна всем, кто продаем алкоголь потребителю. И не забывайте выдавать чеки покупателям с реквизитами, установленными ФЗ-54.

Продавать крепкий алкоголь могут только юридические лица, а вот пиво ─ как организации, так и ИП. Но только на общей и упрощенной системах налогообложения.

На этих налоговых режимах использование онлайн-кассы в торговле обязательно с 31.03.2017. Требования к использованию ККТ при реализации алкоголя есть и в п.10 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ. Владелец кассы должен заключить договор с оператором фискальных данных (ОФД) и зарегистрировать аппарат в ФНС.

Продавать крепкий алкоголь и пиво на ЕНВД и ПСН нельзя, так как эта деятельность в ст.346.27 и ст.346.43 НК РФ исключена из термина «розничная торговля».

При выборе кассы для продажи алкоголя нужно учитывать, что у нее должна быть возможность подключения 2D-сканера. В некоторых моделях ККТ он бывает встроенным. Так же касса должна иметь возможность «подключения» к ней товароучетной программы, работающей с ЕГАИС.

Правила учета крепкого алкоголя в рознице

Направляя алкоголь своему заказчику поставщик размещает в ЕГАИС отгрузочные документы, в которых среди прочих реквизитов перечислены штрихкоды всех бутылок партии. При этом перевозчику вместе с продукцией передается комплект ТТН на бумаге. В этих документах штрихкодов каждой бутылки нет.

Как мы уже писали выше, розничные продавцы весь документооборот с ЕГАИС и регламентированный ФСРАР учет алкоголя ведут в товароучетной системе.

При приемке товара сотрудники магазина подгружают в свою товароучетную систему электронные накладные от поставщика. После чего сканируют  весь поступивший алкоголь и фактически проводят электронную сверку с данными, отраженными в накладных из ЕГАИС.

Если этого не сделать и подтвердить накладную в ЕГАИС «не глядя», может получиться, что в торговой точке будет физически находиться та продукция, которая по документам числится за другим магазином. Продать этот алкоголь не получится. А «разрулить» ситуацию можно только через обращение в ФСРАР.  

Более того, если проверка контролирующими органами выявит несоответствия, то торгующей организации грозит штраф.

Если при приемке продукции будет выявлено несоответствие поступившего алкоголя и данных электронных накладных, сотрудники магазина должны составить Акт разногласий, в котором указать непринятые штрихкоды.

Сейчас в розницу может поступить алкоголь как со старыми, так и с новыми марками. Нужно быть к этому готовыми. Все остатки продукции должны быть «разложены по полочкам» ─ регистрам, на каждом из которых должна быть определенная информация.  Для работы выделены:

  • регистр № 1 ─ для учета продукции на складе по партиям

  • регистр № 2 ─ для алкоголя в торговом зале в разрезе наименования и производителя (импортера)

  • регистр № 3 ─ введен в рамках ЕГАИС 3.0. В нем показывается та же продукция, что и на регистре № 1, но каждая партия детализирована до федеральных и акцизных марок по каждой бутылке

Использование регистров зависит от того, какая марка наклеена на бутылку:

  • если марка старого образца, то отражать продукцию нужно на регистрах № 1 и № 2. Приход продукции проводится на первый регистр, перед продажей алкоголь перемещается в торговый зал (второй регистр) и оттуда списывается при реализации. Общий остаток в торговой точке определяется как сумма запасов на двух регистрах

  • алкоголь с марками нового образца учитывается одновременно на регистрах № 1 (в составе партии) и № 3 (по штрихкоду на марке). Все движения продукции отражается сразу на двух регистрах. И запасы на них должны быть равны.

При продаже алкоголя кассир сканирует штрихкод, информация о котором поступает в ЕГАИС на проверку. Если система «признает» данную марку, то в ответ поступает слип-код для печати в кассовом чеке. После этого бутылка списывается на обоих регистрах торговой точки и в ЕГАИС.  

Учет пива и других слабоалкогольных напитков

ЕГАИС 3.0 не коснулась правил отражения движения пива. Как и раньше организации и ИП должны:

  • использовать для учета первый и второй регистры

  • подтверждать в ЕГАИС приходную накладную от поставщика (не более 3 дней для города и 7 дней для сельской местности)

  • списывать реализованное за день, чтобы поддерживать актуальность данных в ЕГАИС о запасах в торговой точке

Может ли онлайн-касса помочь при работе в ЕГАИС?

Может, но только не каждый аппарат, а тот, который:

  • поддерживает работу 2D-сканера

  • подключается к товароучетной системе. Она же, в свою очередь, должна быть «заточенна» под взаимодействие с УТМ и ЕГАИС

Следует учесть, что автономные кассы не поддерживают работу с ЕГАИС из-за своих ограниченных технических возможностей. Следующая тонкость ─ УТМ может работать только на операционной системе Windows. Поэтому для работы с ЕГАИС лучше подойдут аппараты, которые поддерживают именно эту операционку, например, МТС Касса 9.

Продажа алкоголя и передача данных в ЕГАИС возможна также и с онлайн-кассой на операционной системе Android. Но в этом случае подключение более сложное, и в целом такое решение обходится дороже.

В любой товароучетной системе «под ЕГАИС» должны быть такие базовые функции:

  • прием ТТН

  • постановка алкоголя на баланс

  • возврат ТТН

  • перемещение, списание продукции

  • запрос остатков в ЕГАИС

  • помарочный учет

Без них соблюдать требования ФСРАР не получится.

Более продуманные товароучетные системы могут закрывать не только базовые потребности в работе с ЕГАИС, но и автоматизировать работу с алкоголем и максимально исключить «человеческий фактор».

Например, в товароучетной системе МТС Кассы есть такие дополнительные функции:

  1. наглядная приемка товара. Накладные из ЕГАИС через УТМ загружаются в товароучетную программу. На экране сразу видно сколько единиц в партии. Если после сканирования штрихкодов есть расхождения с входящими документами, в программе легко составить «Акт разногласий» и отправить его в ЕГАИС.

  2. автоматическое заведение карточек на любой алкоголь из данных ТТН.

  3. «слепая приемка» ─ прием алкоголя без сканирования марок. Когда эта возможность не используется, товароучетная система потребует отсканировать все марки на поступившем алкоголе. При включенной в настройках «слепой приемке» все марки, отправленные поставщиком, попадут на баланс в полном объеме.

  4. запрет отправлять документы ЕГАИС без сканирования марки - система не отправляет в ЕГАИС документы, в которых не указаны марки крепкого алкоголя

  5. продажа товара с нечитаемой маркой. В тех случаях, когда информация на марке затерлась и сканер не может ее считать, через ТУ систему можно запросить в ЕГАИС копию этой марки. После получения ее можно наклеить на бутылку, которую продать обычным порядком  

  6. автоматическое выравнивание остатков. В системе удобно проводить  сверку остатков алкоголя в магазине и в ЕГАИС. В случае расхождений ТУ программа может самостоятельно создавать Акты списания или Акты постановки на баланс

  7. вскрытие тары на кассе. При продаже крепкого алкоголя в розлив, товароучетная система отправляет в ЕГАИС документ на списание в момент вскрытия тары. После этого можно еще вести внутренний учет открытого алкоголя. При вскрытии же немаркированного алкоголя (кеги с пивом) в ТУ системе списание  формируется при закрытии смены.

  8. соблюдение законодательных ограничений продаж алкоголя. В настройках программы можно установить запреты по датам, времени, возрасту. В этом случае сотрудник не сможет продавать алкоголь, а владелец гарантированно избежит штрафов

  9. автоматическое создание документов на списание пива и другой слабоалкогольной продукции в конце смены

  10. списание пива с нужного регистра. Акт списания с причиной «Розничная реализация продукции» нужно передавать в ЕГАИС вручную. Товароучетная система списывает алкоголь с того регистра, где ведется его учет.  

  11. формирование алкодекларации. Готовый документ нужно только отправить в ФСРАР

Если вы только выбираете или хотите заменить онлайн-кассу для алкоголя или для пива, внимательно смотрите на функционал ее товароучетной системы. Она должна поддерживать и требования 54-ФЗ, и ЕГАИС. Чем больше сложных процессов автоматизировано, тем проще вам будет работать.

Проверьте и такие важные моменты: учитывает ли текущая версия программы ККТ все изменения законодательства, как быстро она обновляется и требуется ли для этого участие пользователя.

Получить консультацию
Спасибо
Мы перезвоним Вам в ближайшее время!
Выберите ваше местоположение
Выберите ваше
местоположение