Маркировка товаров ─ что делать предпринимателям

Главная Блог В помощь бизнесу
Маркировка товаров ─ что делать предпринимателям

После наведения порядка в производстве и реализации алкоголя (ЕГАИС) и продуктов (ФГИС «Меркурий»), государство взялось за табак, лекарства и промтовары.

Речь в статье пойдет о маркировке и о том, что нужно сделать предпринимателям, чтобы соблюдать законодательство. Тем более что в КоАП, в ст.15.12 уже установлены штрафы за нарушения:

Для кого Продажа товаров без маркировки (п.2), тыс. руб. Оборот табачной продукции без маркировки (п.4), тыс. руб.
Граждане 2 ─ 4 4 ─ 5
Должностные лица и ИП 5 ─ 10 10 ─ 15
Организации 50 ─ 300 200 ─ 300

Плюс к этому товары будут конфискованы.

Для чего вводят маркировку

Цель маркировки товаров ─ избавление от контрафакта через прозрачность производства и оборота продукции. Реализовано это через нанесение специальных меток ─ штрихкодов в формате DataMatrix ─ на пачки табачной продукции и лекарств, упаковки или товарные ярлыки вещей.

В 2018 году были приняты три нормативных акта, которые «положили начало» маркировке:

  • Федеральный закон от 31.12.2017 № 487-ФЗ, он начал действовать с 01.01.2019 и обязал маркировать товары, определенные Правительством РФ

  • Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 791-Р «О модели функционирования системы маркировки товаров контрольными знаками»

  • Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р с перечнем товаров, маркировка которых станет обязательной в 2019 году

Компания, которая занимается технологической стороной процесса ─ ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий). В ЦРПТ была создана Единая национальная система цифровой маркировки и прослеживания товаров «Честный знак». На базе этой платформы разрабатываются и тестируются подсистемы для каждого вида товаров, подлежащих маркировке.

Получить консультацию

Что нужно маркировать

Товары Этапы
Табачная продукция С 1 марта 2019 обязательная регистрация производителей и торговых точек;
с 1 июля 2019 прекращение выпуска немаркированной продукции;
с 1 июля 2020 года прекращение оборота немаркированной табачной продукции.
Лекарства С 1 февраля 2017 года эксперимент по маркировке лекарственных препаратов;
с 1 июля 2019 года регистрация аптек и медицинских организаций в системе ЧЕСТНЫЙ ЗНАК для работы с препаратами из перечня высокозатратных нозологий;
с 1 октября 2019 года обязательная маркировка для препаратов из перечня высокозатратных нозологий;
с 1 января 2020 года начало маркировки всех лекарственных препаратов.
Обувь С 1 июля 2019 года регистрация участников оборота обувных товаров;
с 1 октября 2019 начало добровольной маркировки и остатков обувных товаров магазина;
с 1 марта 2020 года запрет оборота немаркированных обувных товаров;
До 1 апреля 2020 года маркировка остатков обуви, купленной до 1 марта, но полученной после запрета оборота.
Шубы С 1 июня 2019 года обязательная маркировка меховых изделий.
Фотоаппараты и лампы-вспышки С 16 мая по 30 ноября 2019 года эксперимент по маркировке;
с 1 декабря 2019 года обязательная маркировка.
Кресла-коляски С 1 сентября 2019 года по 1 июня 2021 года пилотный проект по маркировке.
Шины и автопокрышки С 20 июня по 30 ноября 2019 года эксперимент по маркировке шин и покрышек пневматических и резиновых;
с 1 декабря 2019 года обязательная маркировка.
Велосипеды С 16 сентября 2019 года по 31 мая 2020 года экспериментальная маркировка велосипедов и велосипедных рам.
Товары легкой промышленности С 27 июня 2019 по 30 ноября 2019 года эксперимент по маркировке;
с 1 декабря 2019 года обязательная маркировка.
Духи и туалетная вода С 1 июля по 30 ноября 2019 года пилотный проект по маркировке;
с 1 декабря 2019 года обязательная маркировка.
Молочная продукция С 15 июля 2019 по 29 февраля 2020 года эксперимент по маркировке;
с 1 июня 2020 года обязательная маркировка молочных продуктов;
с 1 декабря 2020 года запрет оборота молочных продуктов без маркировки.
Пока в планах прослеживание молока от фермы до завода за «Меркурием», а система маркировки подключится уже в процессе перехода продукта от завода до покупателя.

Что касается пива, то его производители выразили готовность участвовать в эксперименте. Подготовка к работе начнется на площадке Московской пивоваренной компании. Производителям пива стоит обратить внимание на грядущие перемены и следить за новостями, касающиеся маркировки товаров.

Участие розницы в процессе маркировки

При приемке маркированной продукции в магазине должны сверить поступивший товар и информацию о нем в электронном УПД (универсальном транспортном документе) от поставщика. Отгрузочные документы передаются через оператора ЭДО (электронного документооборота).

Если расхождений нет, нужно принять продукцию и поставить к себе на баланс. Когда что-то не сходится, сообщить поставщику и получить переделанный документ, или отказаться от приемки. Обработка документов также происходит в системе ЭДО.

Из ЭДО информация о перемещении продукции и смене собственника передается в систему маркировки.

При продаже продукции штрихкод с маркированной продукции нужно отсканировать, после чего в кассовом чеке обязательно должен быть напечатан код этого товара (Постановление Правительства РФ от 21.02.2019 № 174). Автоматически информация об идентификаторе реализованной продукции передается оператору фискальных данных (ОФД), а от него ─ в систему маркировки. После этого идентификатор «выходит» из оборота.

Без ЭДО в тестовом режиме работает маркировка лекарств. Информация в систему передается вручную в течение 5 дней после продажи с указанием реквизитов чека.

Узнать подробнее

Что понадобится для работы с маркированным товаром

  1. Квалифицированная электронная подпись (КЭП) для регистрации в системе маркировки и работы с документами через ЭДО

  2. Регистрация в одной из подсистем «Честного знака». Для этого надо перейти на сайт, в верхнем меню выбрать пункт «Бизнесу», затем «Зарегистрироваться в системе».


  3. Договор с оператором ЭДО

  4. 2D-сканер

  5. Онлайн-касса, программное обеспечение которой поддерживает работу с маркированными товарами

Как подготовиться к продаже маркированных товаров

Первое ─ принять участие в пилотных проектах по своему направлению. Так на практике можно изучить что нужно от оборудования и персонала для работы без ошибок и штрафов. Тем более что особых условий для участия в эксперименте нет.

Второе ─ уточнить у «своего» ОФД про его возможности передачи идентификаторов с товаров в системы маркировки.

Третье ─ подготовить онлайн-кассу. Если она у вас уже есть, узнайте у производителя про настройки для продажи маркированной продукции:

  • можно ли к ней подключить 2D-сканер

  • будет ли добавляться в чек код товара

  • как настроена передача данных из штрихкода в ОФД

Это минимальные требования.

Но лучше, когда у кассы есть и дополнительные возможности. Например, в товароучетную систему МТС Кассы можно подгружать УПД из ЭДО, что значительно упрощает работу и помогает быстрее принять товар. А значит, он не «зависнет» на складе. И, конечно, МТС Касса может:

  • работать с 2D-сканером, а в некоторые модели он уже встроен

  • формировать правильные чеки

  • передавать идентификаторы в ОФД.

Начать работать с маркировкой

Получить консультацию
Спасибо
Мы перезвоним Вам в ближайшее время!
Хотите получить наше лучшее предложение по цене?

Укажите Ваш контактный телефон и засекайте время!

Спасибо
Мы перезвоним Вам в ближайшее время!
Выберите ваше местоположение
Выберите ваше
местоположение
Стать партнером
Регистрация на мероприятие
Оставить свой отзыв

Ваши контактные данные (e-mail и телефон) не будут публиковаться
или передаваться третьим лицам

Спасибо за обратную связь!
Вы помогаете нам стать лучше!
Благодарим вас за обращение в техподдержку МТС Кассы.
Постараемся ответить вам как можно быстрее.