Маркировка обуви

Главная Блог В помощь бизнесу
Маркировка обуви

Согласно Постановления Правительства РФ от 05.07.2019 № 860, с 01.07.2020 на обязательную маркировку обуви перешли все участники обувного рынка: производители и импортеры, оптовые и розничные продавцы.

Цель маркировки ─ борьба с контрафактом. Для отслеживания перемещений на обувную коробку или товарный ярлык каждой пары размещается двухмерный штрихкод, информация из которого «передается» в информационной системе с помощью электронных документов от производителей и импортеров до розницы.

Место сбора и обработки информации ─ подсистема национальной системы цифровой маркировки «Честный ЗНАК». Об этом написано на сайте ЦРПТ (Центра развития перспективных технологий), который и разработал систему маркировки. Курирует работу обувной подсистемы компания «Оператор ЦРПТ».

Рассказываем о том, как рознице учитывать и продавать обувную продукцию, а также о способах упростить работу при приемке и продаже товаров.

Какая обувь должна быть замаркирована

Постановление Правительства от 28.04.2018 № 792-Р установила подлежащие обязательной маркировке типы обуви по кодам ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС, к ним относятся:

ОКПД2 Соответствующий ТН ВЭД ЕАЭС Примеры, относящееся к коду

15.20.11

6401 92, 6402 99

Водонепроницаемая обувь

15.20.12

6402 20, 6402 91, 6402 99

Материалы верха ─ резина или пластмасса, кроме водонепроницаемой и спортивной

15.20.13

6403 51, 6403 59, 6403 91, 6403 99, 6405 10

Кожаная обувь, кроме спортивной и специальной

15.20.14

6404 19, 6404 20, 6405 20

Текстильная обувь

15.20.21

6404 11

Обувь для тенниса, баскетбола

15.20.29

6402 19, 6403 19

Прочая спортивная обувь

15.20.31

6401 10, 6402 91, 6402 99, 6403 40

Обувь с металлическим подноском

15.20.32

6403 20, 6405 90

Деревянная и специальная

32.30.12

6402 12, 6403 12

Лыжные ботинки

Примеры продукции, которую маркировать не нужно:

  • товары в разделе «Обувь» классификатора ОКПД2, которые относятся к коду для деталей обуви 15.20.40;

  • ортопедическая обувь по ТН ВЭД ЕАЭС 9021, ее шьют на заказ для исправления деформации стопы или уменьшения боли при ходьбе.

Ответственность за продажу немаркированной обуви

За нарушения требований законодательства ─ продажу товаров без маркировки ─ в ст.15.12 КоАП установлены штрафы (с конфискацией продукции): для должностных лиц ─ 5-10 тыс. руб., для юридических ─ 50-100 тыс. руб.

Код маркировки Data Matrix

Код маркировки ─ уникальная последовательность символов, которая используется для идентификации каждой пары обуви. Такие коды должны быть нанесены:

  • На территории предприятия российского производителя до отгрузки обуви оптовым или розничным покупателям.

  • До таможенных процедур при ввозе продукции из стран, не входящих в ЕАЭС (Евразийский экономический союз), иногда для проведения маркировки импортную обувь размещают на таможенных складах.

«Честный ЗНАК» интегрирован с базой ФТС (Федеральной таможенной службы). Это упрощает таможенный контроль. Для сверки кодов маркировки, указанных в таможенной декларации, система ФТС автоматически отправляет запрос в «Честный ЗНАК». В ответ получает информацию о владельце товара, кто проводил эмиссию кодов и в каком статусе они находятся ─ эмитированы, в обороте или выбыли.

  • До пересечения границы РФ при ввозе товаров, купленных в рамках трансграничной торговли на таможенной территории ЕАЭС.

  • В розничных магазинах при потере или повреждении кодов, а также при оформлении возврата товара или при приеме обуви у физлиц для продажи в комиссионке.

Постановление № 860 допускает, что средства идентификации могут быть представлены не только в виде кода Data Matrix, но и как QR-код, а также радиочастотная метка (RFID-метка) UHF-диапазона.

А у транспортных упаковок коды идентификации одномерные в формате GS1-128.

Действия участников процесса маркировки обуви

  • Производители и импортеры подают заявку «Оператору ЦРПТ» на необходимое количество идентификаторов. Цена одного кода ─ 50 копеек без учета НДС. После получения их наносят на коробки или товарные ярлыки обувных товаров. Затем регистрируют выпущенную или ввезенную обувь в инфосистеме с привязкой к идентификаторам.

  • При отгрузке партии обуви оптовикам или в розницу производитель (импортер) оформляет электронный УПД (универсальный транспортный документ) и передает его через ЭДО (электронного документооборота) покупателю. В этом документе обязательно должны быть перечислены идентификаторы каждой пары обуви, входящей в партию.

  • Оптовики при передаче обуви в розницу также составляют электронный УПД.

  • Принимающая сторона (оптовик или розничный магазин) подтверждает через ЭДО в инфосистеме поступление продукции от поставщика.

  • Розничные продавцы при продаже обуви конечным покупателям должны отсканировать штрихкод и проверить, что данные идентификатора появились в кассовом чеке.

  • Оператор фискальных данных (ОФД) должен передать данные из фискальных документов о продажах маркированной обуви в инфосистему. После этого идентификатор реализованной пары будет выведен из оборота.

Чтобы получать цифровые коды и передавать информацию об их нанесении на обувные товары, нужно получить устройство регистрации эмиссии ─ криптографическое программно-аппаратное оборудование. Оно бывает удаленным, размещается в ЦОД (центре обработки данных) ЦРПТ и стационарным ─ устанавливается на предприятии. Регистраторы эмиссии предоставляются бесплатно. Нужно только подать заявку в личном кабинете информационной системы маркировки.

О чем нужно позаботиться владельцам розничных магазинов для работы с маркированной обувью

  1. Квалифицированная электронная подпись (КЭП) для регистрации в инфосистеме и работы с электронными документами.

  2. Подключение к системе электронного документооборота (ЭДО).

  3. Внесение в договор с ОФД услуг по передаче кода маркировки из кассового чека о проданной обуви в инфосистему.

  4. Онлайн-касса, программное обеспечение которой сможет поддерживать работу с маркированной обувью.

  5. 2D-сканер для считывания штрихкода с упаковки или ярлыка.

  6. Принтер этикеток для печати 2D-кодов. Он понадобится для маркировки обуви, у которой код утерян или перестал считываться, а также при возврате товаров или их приеме у физлиц.

КЭП и регистрация в «Честном ЗНАКе»

Без КЭП не получится открыть личный кабинет в системе маркировки. Получить КЭП можно только в Удостоверяющих центрах, которые аккредитованы Минсвязью. ИП надо оформлять подпись на себя, а организации ─ на руководителя.

После получения КЭП установите на компьютер шифровальную программу, выданную в Удостоверяющем центре, для использования подписи, например, КриптоПро. И зарегистрируйтесь в системе мониторинга по ссылке.

Не забывайте ежегодно обновлять КЭП.

ЭДО (электронный документооборот)

Для обмена документами с поставщиками ─ приема УПД (универсального передаточного документа) нужно подключиться к системе ЭДО. При выборе сервиса ориентируйтесь на тарифы, удобство использования.

Если вам важно, чтобы сотрудник, который принимает обувь, кроме УПД не мог видеть в ЭДО другие документы компании, выбирайте сервис, в котором можно разграничить полномочия.

Онлайн-касса

Главное, чтобы к кассе можно подключить 2D-cканер и чтобы кассовая программа умела добавлять код маркировки в чек и передавать данные в ОФД.

Про основные критерии выбора онлайн-кассы мы писали в этой статье.

Будьте внимательны! Есть ККТ, которая вообще не подходит для работы с маркировкой. А ко многим кассам нельзя подключить сканер, а также изменить программное обеспечение для обработки кодов и передачи информации в ОФД.

В основном предприниматели для продажи обуви выбирают смарт-терминалы. Это современные кассы, которые функциональны и при этом неприхотливые в обслуживании.

Чтобы работать с маркировкой, продавцу потребуется оплачивать кассовый сервис. Бесплатных кассовых решений для продажи маркированных товаров на рынке нет. Стоимость чаще всего зависит от возможностей:

Возможности Стоимость

Только продажа ─ добавление кода маркировки в чек и передача данных в ОФД.

Низкая, но придется дополнительно подключаться к ЭДО и оплачивать этот сервис.

Поддержка полного цикла ─ от приемки документов и постановки на учет до реализации.

Более высокая, но ЭДО уже интегрирован с кассой и как правило дополнительно оплачивать этот ЭДО не надо.

Мы рекомендуем выбирать решения с полным циклом. Они помогают предпринимателям справляться с теми сложностями, которые возникают в магазине из-за работы с маркированными товарами.

Подобрать кассу

2D-сканер

Покупать сканер лучше после того, как вы определитесь с онлайн-кассой, так как не все модели сканеров могут подойти к конкретному кассовому аппарату. Если у вас небольшой оборот, обратите внимание на кассы со встроенным 2D-сканером.

Подобрать сканер

Порядок проведения маркировки обуви для розницы

Розничные магазины должны наносить коды маркировки на коробки или товарные ярлыки, если:

  • покупатели вернули обувь, а код утерян;

  • обувные товары принимаются на комиссионную продажу;

  • у запасов на складе или в торговом зале нет кодов или они не читаются .

Чтобы получить коды на обувь, в личном кабинете системы маркировки нужно:

  • Запросить доступ к регистраторам эмиссии;

  • Передать сведения о товарах ─ модель производителя, страну производства по ОКСМ (Общероссийскому классификатору стран мира), вид обуви, материалы верха, подкладки, каблука, товарный знак (если есть), ИНН магазина, цвет, размер, название товара на этикетке, код товарной номенклатуры.

    Если надо получить код на обувь б/у и неизвестна часть информации о товаре, то можно не указывать эти сведения по причине «Отсутствует, получено от физлица».

  • Заказать, оплатить, получить, распечатать коды маркировки и нанести их на упаковки или ярлыки.

Основные проблемы розницы, торгующей маркированной обувью

После перехода на обязательную маркировку у розничных магазинов появились такие сложности:

  1. Усложнилась приемка ─ надо загрузить УПД из ЭДО, сверить с поставкой и потом подписать документы электронной подписью. Если при сверке найдутся товары, которых нет в УПД, или непоставленные позиции в документе, корректировать электронные документы сложнее, чем бумажные. После того, как УПД проверены, обувь нужно поставить на баланс.

  2. Увеличилась стоимость организация рабочего места для сотрудника, принимающего обувь. Для работы в ЭДО нужны компьютер и КЭП. А если торговых точек несколько, надо столько же рабочих мест.

  3. Нет уверенности, что поставщик отгрузил обувь с кодами, указанными в УПД. В ЭДО сложно сверить коды на коробках с указанными в документах.

  4. Потеря контроля над приемкой. Если в магазине товар принимают разные продавцы, может случиться, что какие-то УПД останутся незакрытыми, а поставки будут приняты без проверки.

Как упростить работу с маркированной обувью

Для того чтобы решить проблемы, с которыми сталкивается розница, современные кассовые сервисы интегрируют с ЭДО. Это дает такие возможности:

  • Экономия на технике и КЭП ─ не нужно устанавливать компьютер в каждый магазин, так как сотрудники могут сверить и подтвердить УПД на кассе. Подписывать подтвержденные УПД может один ответственный сотрудник, например, в офисе.

  • Проверка подлинности поставки ─ при приемке продавцы сканируют коды на коробках или ярлыках, а кассовый сервис проверяет их наличие в УПД. Сканировать можно все Data Matrix подряд или выборочно.

  • Контроль приемки ─ работник, который подписывает документы, также контролирует, что во всех торговых точках проверены поставки и УПД.

  • Распределение обязанностей при приемке товаров ─ если будут расхождения между поставленной обувью и УПД, работать с поставщиками по исправлению документов смогут не продавцы в магазине, а другие сотрудники.

  • Автоматическое оприходование товаров ─ после подтверждения УПД вся обувь, указанная в документе попадает на баланс в товароучетную программу.

В МТС Кассе, кроме перечисленных возможностей, есть и дополнительные:

  • простой поиск УПД ─ документы сортируются по разным признакам (поставщик, дата, статус и др.);

  • автоматическое создание карточек на новые товары и новых контрагентов;

  • ведение складского учета остатков и оприходование товаров по подразделениям;

  • сбор статистики продаж ─ выручка, возвраты, время открытия и закрытия смены и другие;

  • формирование более 40 аналитических отчетов о продажах

Обязательная маркировка обуви с помощью уникальных кодов позволила повысить уровень контроля на рынке, снизить процент контрафакта и навести порядок. Так, значительно повысился контроль за качеством взрослой, детской, кожаной, резиновой и любой другой продукции обувного рынка. Но это налагает на всех участников товарооборота определенные обязательства.

Этапы перехода к маркировке на обувном рынке

30.06.2019 ─ окончание эксперимента по маркировке обуви.

С 01.07.2020:

  • запрещены производство, импорт немаркированной обуви, а также ее оборот;

  • обязательна передача данных о изготовленных, ввезенных и проданных парах в систему маркировки.

С 01.08.2020:

  • запрещен оборот импортной обуви, ввезенной в Россию до 01.07.2020;

  • производители и участники товарооборота должны были внести в систему «Честный ЗНАК» информацию о всех парах, изготовленных или приобретенных до 01.07.2020.

С 01.09.2020 разрешено провести маркировку остатков обуви, полученных до 1 июля 2020 года, и продать их.

Получить консультацию
Спасибо
Мы перезвоним Вам в ближайшее время!
Хотите получить наше лучшее предложение по цене?

Укажите Ваш контактный телефон и засекайте время!

Спасибо
Мы перезвоним Вам в ближайшее время!
Выберите ваше местоположение
Выберите ваше
местоположение
Стать партнером
Регистрация на мероприятие
Оставить свой отзыв

Ваши контактные данные (e-mail и телефон) не будут публиковаться
или передаваться третьим лицам

Спасибо за обратную связь!
Вы помогаете нам стать лучше!
Благодарим вас за обращение в техподдержку МТС Кассы.
Постараемся ответить вам как можно быстрее.